Группа Geely Technology, входящая в холдинг Geely, представила собственную технологию быстрой замены тяговых батарей в электромобилях – E-Energee. Ее готовили с 2017 года, для реализации проекта штат отдела исследований и разработок увеличили до тысячи с лишним человек, а в процессе зарегистрировали несколько сотен патентов, в том числе – на архитектуру для будущих электрокаров, изначально адаптированных под быстросъемные блоки аккумуляторов.
Строго говоря, первая станция, работающая по технологии E-Energee, открылась в мегаполисе Чунцин на юго-западе Китая еще в сентябре 2021 года, а к настоящему времени это уже сеть, охватывающая 10 провинций, но теперь технологическое подразделение Geely озвучило смелый план: к 2025 году покрыть такими пунктами всю страну, доведя их общее число до пяти тысяч.
В компании отметили, что услуга уже пользуется популярностью у операторов коммерческих парков, поскольку отказ от традиционной зарядки на терминале позволяет сократить время простоя. Заявлено, что на всю процедуру уходят символические 59 секунд, при этом из автомобиля выходить не надо, регистрация и оплата производятся автоматически.
Ничего принципиально нового в быстрой замене батарей в электромобилях нет: в том же Китае аналогичную услугу оказывает, например, бренд Nio. Tesla еще в 2013 году в виде эксперимента предложила менять разряженный блок аккумуляторов с помощью робота за полторы минуты на новый, но позднее глава компании Илон Маск рассказывал, что особого энтузиазма у автовладельцев это не вызвало: большинство продолжили пользоваться фирменными «Суперчарджерами».
В Европе пионером подобного сервиса является Renault: компания продавала электрокары по сниженной цене, а батареи сдавала покупателям в аренду. Позднее тот же хетчбэк Zoe – одну из самых популярных моделей своего сегмента в ЕС – разрешили приобретать целиком, вместе с аккумулятором, но сама идея актуальности не утратила. Так, глава французской группы Лука де Мео недавно заявил журналистам, что эта технология упростит замену отслужившего свое источника питания, который затем можно будет использовать вторично, например, в модульных «аккумуляторных фермах» для хранения энергии.