На растаможку автомобилей на иностранных номерах подтянулись владельцы евроблях, которые въехали в Украину в 2021 году.
Согласно закону, они не подпадают под льготные правила, но поскольку никаких новых перспектив после 10 ноября им не светит – дополнительных правок и законопроектов так и не приняли, – теперь в приоритете у них не сэкономить, а хотя бы сохранить машину.
Первопроходцами стали киевские и львовские евробляхи, но брокеры говорят об увеличении таких клиентов: кто-то копил деньги, а у кого-то не хватило терпения ждать.
Согласно статистике, в Украине таких автомобилей порядка 70 тыс. В основной массе это евробляхи 2003-2005 гг. выпуска, хотя есть и более новые – 2016 года.
На момент принятия закона о льготной растаможке депутаты не включили их в перечень допустимых. Поэтому на данный момент выбора у водителей не осталось – или растаможивать по полной цене, или – штраф и конфискация.
"Мы подавали правки, чтобы закон распространялся и на те автомобили, которые въехали в страну на момент его принятия, т.е. на 15 апреля 2021 года. Но их не учли", – заявил в комментарии юрист ОО "Авто Евро Сила" Иван Казачук.
Ситуация усугубилась еще и тем, что не все покупатели действительно в курсе корректного года въезда своего авто в Украину. Продавец мог их просто обмануть, говорит Казачук, что заезд был в 2020-м, а на самом деле – в 2021 году. И выясняется данный факт только на этапе оформления брокером декларации для прохождения льготной растаможки.
В итоге водителя "разворачивают". И тогда приходится принимать решение: платить штраф или потерять автомобиль.
Растаможка дороже самого авто
Платят за такую растаможку по-разному. Тут учитывается стоимость автомобиля, но в среднем выходит в районе 100 тыс. грн всех платежей. Но здесь выясняется неприятный казус.
"Машина может стоить $1500, а растаможка – $3500-3700, поэтому в итоге выходит такая цена, как если бы подержанную машину покупали в Украине. Никак не экономия", – уточняет Казачук.
Кредиты на данный вид таможенного оформления украинские банки тоже дают, но получается уже не так выгодно, как льготная растаможка: эксперты приравнивают ставки к тем, которые выдают на автомобили из Америки и Европы. В случае стандартной растаможки количество платежей также больше в 4-5 раз, и общая сумма существеннее.
Водителей обнадеживает лишь то, что стоять в каких-либо очередях таким автомобилям не нужно, поскольку сделать выезд и заезд, а также пройти таможенное оформление по полной ставке можно на любой таможне.
К тому же датой окончания действия закона о льготной растаможке (10 ноября) они не ограничены, а ориентируются на дату ввоза автомобиля и не более года с этого момента.
Полиция проверит, кто за рулем
Однако и здесь есть нюансы, говорят юристы. Во-первых, вывезти машину согласно украинскому законодательству должен тот же человек, кто и завозил – т.н. "верблюд". Таким образом, автомобиль снимают с временного ввоза и уже заезжают в таможенном режиме "импорт".
"Полиция имеет доступ к таможенной базе, и с 11 ноября будет проверять, кто заехал. И может быть ситуация, что заехал на данном авто гражданин республики Беларусь или поляк, а за рулем украинец. Это уже подпадает под нарушение и штраф в 8500 грн", – уточняет Казачук.
Но такой человек, говорит он, все равно еще имеет право поехать на таможню и растаможить свой автомобиль с перезаездом. В данном случае "верблюд" (белорус) выезжает, а украинец – заезжает и растаможивает автомобиль.
"Когда он завозит машину повторно, это происходит по той же процедуре, которая существует для всех других подержанных машин, ввозимых из-за границы официально. Там полные ставки и полный набор документов. То есть он проходит по процедуре импорта, а не как для евроблях", – подметил в беседе с UBR.ua глава Института исследования авторынка Станислав Бучацкий.
Что делать уже сейчас, чтобы не лишиться авто
Тем не менее даже тем, чей автомобиль на еврономерах заехал в Украину в 2021 году, эксперты рекомендуют растаможиться до 11 ноября. Очевидно, что после окончания льготного периода легализации евроблях полиция начнет применять санкции. И здесь вопрос только в том, говорят эксперты, будут ли они массовыми или выборочными.
"Мы не знаем, как сработает полиция в этих случаях, но риски после окончания льготного периода значительно возрастают", – подчеркивает Бучацкий.
Именно с учетом появления различных систем проверок, и если водитель действительно собирается оформлять машину, профильные брокеры советуют заняться этим уже сейчас. Менее рисковым это будет и с точки зрения дороги до пропускного пункта: снижается вероятность того, что водителя остановит полиция.
Если заниматься легализацией авто после 10 ноября, акцентирует Бучацкий, нужно будет уже думать, как такой автомобиль безопасно и без штрафа доставить до границы. Некоторые в таком случае планируют использовать эвакуатор, и после осуществления выезда-въезда до таможни можно будет уже ехать своим ходом.
"Растаможиться можно там, где делал перезаезд. Но 99% используют границы только для перезаезда, а растаможиваются где-то на внутренних таможнях, там, где проживают – Киев, Житомир, Ровно и т.д.", – делится Казачук.
По его словам, только за сентябрь они провели процедуру таможенного оформления для 25 евроблях по полной стоимости и количество звонков растет. Основная мотивация – сохранить автомобиль, иначе его конфискуют. Также чисто теоретически, говорит эксперт, если машина застрахована, остается и вероятность получения штрафа в 170 тыс. грн.
"Закон льготной растаможки вводился для тех людей, которые уже завезли автомобиль, и чтобы у них снялась проблема. А те, кто завез авто позже – уже либо растаможивают по полной, либо рискуют со штрафами", – уточняет в беседе с UBR.ua адвокат Виталий Собкович.
Он также подчеркнул, что по закону человек должен растаможить автомобиль сразу после того, как он был ввезен в Украину. А его т.н. "временный ввоз" и эксплуатация в течение года, это – "серая схема", которая через год может стать "черной": с этой машиной так или иначе "что-то нужно решать".
Штрафы, по мнению юриста, в таком случае выступают как предупреждение, чтобы перед подобной покупкой водители сразу считали ее экономическую целесообразность.