Впервые вопрос об изменении «Фольксвагеновского закона» возник еще в 2001 году. Первоначальный вариант этого документа уравнивал в правах всех акционеров, владевших 20 и более процентами ценных бумаг, а также давал земле Нижняя Саксония право блокировать любые решения более крупных акционеров, касающиеся судьбы VW, и в случае необходимости самостоятельно решать судьбу производителя. Предполагалось, что подобный закон поможет защитить «Фольксваген» от поглощения.
В 2007 году Европейский суд отменил действие оригинального «Фольксвагеновского закона», посчитав, что он не выполняет своей основной задачи, а лишь мешает свободному движению капитала и притоку инвестиций в страны ЕС. В 2008 году Германии приняла новую редакцию закона, которая по-прежнему сохраняла за властями Нижней Саксонии, имеющей в своем распоряжении лишь 20 процентов акций немецкого автопроизводителя, право решать судьбу концерна VW. При этом данный пункт, согласно решению суда, должен был быть исключен из новой версии документа.
Как говорится в сообщении Еврокомиссии, решение о повторном обращении в суд было принято именно из-за того, что Германия не выполнила все требования суда и ЕС. Теперь Еврокомиссия намерена потребовать у суда не только привести закон в соответствие с прежним решением, но и наложить на Германию штраф в размере 31 тысячи 114 евро и 72 евроцентов за каждый день, прошедший с момента первого разбирательства в 2007 году и до вынесения нового решения.
Кроме того, если выполнение решения суда будет задерживаться и во второй раз, то Германии придется выплачивать уже 282 тысяч 725 евро и 10 евроцентов за каждый день просрочки.