Немецкая прокуратура подозревает Берни Экклстоуна во взяточничестве при продаже доли в коммерческих правах на Формулу-1 в 2006 году. В то время британский фонд CVC покупал 48 процентов акций чемпионата мира у немецкого банка BayernLB (Bayerische Landesbank). Посредником в этой сделке являлся Берни Экклстоун, а Герхард Грибковски представлял интересы BayernLB в качестве одного из директоров.
Согласно предварительному заключению прокуратуры Баварии, Грибковски намеренно занизил стоимость Формулы-1 ради получения взятки от Экклстоуна. Позднее на счета австрийских компаний, связанных с Грибковски, пришли 44 миллиона долларов от отправителя, подписавшегося «Бернард Э». При этом в качестве обратного адреса были указаны популярные оффшорные зоны: остров Маврикий и Британские Виргинские острова.
Последнее заявление Экклстоуна свидетельствует, что он действительно заплатил банкиру 44 миллиона долларов. «Грибковски хотел, чтобы никто не знал, что платеж поступил от меня, – заявил британец. – Более того: он настоял, чтобы деньги пришли не из Англии». Тем не менее, миллиардер отказался назвать это взяткой.
По словам Экклстоуна, Грибковски угрожал сообщить британскому Налоговому управлению о том, что Берни управляет трастом Bambino Holdings, на счета которого BayernLB перевел 25 миллионов долларов. При этом речь шла не о шантаже, а о просьбе Грибковски одолжить ему 44 миллиона. «Он никогда не говорил мне прямо: если ты не дашь мне денег, я обо всем расскажу. Он просто оставил меня в неведении относительно своих дальнейших планов», – рассказал Экклстоун.
Оффшорный семейный траст Bambino Holdings был зарегистрирован Экклстоуном для того, чтобы его наследникам не пришлось платить налоги с доли британца в Формуле-1 после его смерти. Сам миллиардер числится учредителем компании, но не является ее бенефициаром. Такая система организации собственности соответствует законодательству Великобритании и позволяет снизить налоговую нагрузку на будущих собственников активов. Несмотря на формальную законность этого траста, Экклстоун предпочел пойти на условия Грибковски и перечислить ему деньги.
«Я спросил у своих адвокатов, как мне следует поступить, – объяснил британец. – Они сказали мне: «если Грибковски сообщит налоговым органам о противозаконности деятельности Bambino Holdings, они начнут длительную проверку. В итоге они не выявят никаких правонарушений, но для этого тебе придется защищать свою позицию в суде. Процесс может занять три года, и он обойдется тебе в целое состояние. Проще заплатить». Я не хотел ввязываться во все это – в тот момент английские налоговики как раз заканчивали проверки траста. С компанией все было в порядке, но я не собирался рисковать».
Берни Экклстоун также обнародовал детали его сотрудничества с BayernLB. «Я получил пять процентов от сделки в качестве комиссии. Банк одобрил эту сумму, – заявил британец. – На самом деле, если учесть стандартные расценки на подобные услуги, то я должен был получить намного больше».
В общей сложности, Bayerische Landesbank потратил на посреднические услуги Экклстоуна 66 с половиной миллионов долларов: 41,4 миллиона были заплачены непосредственно Берни, а еще 25 миллионов переведены на счет траста Bambino Holdings. По мнению баварской прокуратуры, эти деньги были средствами немецких налогоплательщиков и не могли быть потрачены таким способом.
Герхард Грибковски находится под стражей с 6 января 2011 года, а осенью его ждет суд за злоупотребление доверием, уклонение от налогов и получение взятки. Берни Экклстоун находится под подозрением в коррупции, одновременно проходя по этому делу в качестве свидетеля.