С конца прошлой недели в среднем по Украине топливо на АЗС подорожало на 10-20 коп. за литр, сообщает КоммерсантЪ-Украина в статье "Гривна заправляет". Таким образом рынок отреагировал на девальвацию гривны и проблемы с импортом. Не повышались цены только у отечественных нефтеперерабатывающих заводов, но их доля слишком мала, чтобы повлиять на рынок. Подорожание продолжится и дальше, отмечают эксперты.
Рост цен на топливо начался в оптовом сегменте неделю назад, сообщили "Ъ" в консалтинговых компаниях "А-95" и Upeco. Средняя стоимость дизельного топлива в крупнооптовом секторе рынка за последнюю неделю января выросла на 210 грн — до 10,4 тыс. грн/т. Бензины Аи-92 и Аи-95 подорожали на 100 грн — до 12,4 тыс. грн/т и 12,6 тыс. грн/т соответственно.
С прошлого четверга топливо стало дорожать и в розничном сегменте. Средние цены на украинских АЗС по состоянию на вчера выросли с 10,22 до 10,26 грн за литр А-80, с 10,44 до 10,47 грн за литр Аи-92, с 10,64 до 10,81 грн за литр Аи-95 и с 9,51 до 9,59 грн за литр дизтоплива, сообщили в компании Upeco. В Киеве традиционно рост был еще существеннее. С прошлого четверга по вторник Аи-95, к примеру на АЗС Shell, подорожал с 11,29 до 11,39 грн за литр, дизтопливо — с 9,99 до 10,09 грн за литр. На АЗС WOG цена Аи-95 повысилась с 11,19 до 11,39 грн за литр, на АЗС ОККО — с 11,19 до 11,29 грн за литр. "В ближайшее время цены на топливо в регионах достигнут киевских, а столичные повысятся еще больше",— отмечает директор консалтинговой компании "А-95" Сергей Куюн.
Трейдеры объясняют рост цен падением курса гривны: на межбанке курс доллара превысил 8,7 грн, а у импортеров все контракты заключены в валюте. В этой связи основные корректировки претерпели прайс-листы импортеров. Так, первой повысила цены на все виды нефтепродуктов на 50 грн за тонну компания "Ромпетрол-Украина" (на Аи-92 — до 12,3 тыс. грн/т, на Аи-95 — до 12,45 тыс. грн/т, на дизтопливо — до 10,35 тыс. грн/т). В то же время на ПАО "Укртатнафта" (Кременчугский НПЗ) и на Одесском НПЗ цены на топливо не увеличивали. "Нефтепереработчики закупают нефть на месяц вперед и поэтому не повышают цены каждый день, как импортеры",— объяснили "Ъ" в пресс-службе ОАО "Галичина" (Дрогобычский НПЗ). Но на долю отечественных нефтепродуктов приходится лишь немногим более 20% рынка.
Как рассказал "Ъ" эксперт Института энергетических стратегий Юрий Корольчук, рост цен обусловлен также сбоями в поставках топлива с Мозырского НПЗ и возникшим дефицитом подвижного состава в Литве — в связи с замерзанием балтийских портов грузы стали отправлять по железной дороге. "Но главная причина столь резкого подорожания — зависимость рынка от импортных поставок",— говорит эксперт консалтинговой компании Upeco Александр Сиренко. Напомним, ранее в Министерстве энергетики и угольной промышленности сообщали, что в 2013 году переработка нефтяного сырья сократилась на 26,1%, до 3,4 млн т.
Эксперт консалтинговой компании Upeco Александр Сиренко прогнозирует, что цены на нефтепродукты будут расти и дальше. "По крайней мере до конца следующей недели топливо будет дорожать — еще как минимум на 7-10 коп. за литр. Дальше все будет зависеть от курса гривны — если он стабилизируется, рост цен на горючее остановится. Если нет, то продолжится",— соглашается с ним господин Куюн.
Руководитель аналитического департамента ИК "АРТ-Капитал" Игорь Путилин отмечает, что девальвация уже приводит к подорожанию всех импортных товаров. "Ускорение инфляции мы увидим уже по итогам января. Однако учитывая, что обвал курса произошел во второй половине января, а Госстат собирает данные до 20-х чисел месяца, основой эффект мы увидим уже в февральской статистике",— говорит господин Путилин.
Олег Гавриш, Юрий Панченко