Как известно, с 1 января 2015 года владельцы легковых автомобилей возрастом до 5 лет с объемом двигателя свыше 3,0 л обязаны ежегодно платить транспортный налог (или «налог на роскошь») в сумме 25 тыс. грн. за каждое ТС. Такой порядок определен пунктом 81 раздела I Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы». При этом размер налога не зависит от стоимости автомобиля. Народный депутат Юрий Левченко (внефракционный) подал свой законопроект #1830, в котором система расчета данного налога кардинально другая.
«Существующая система расчета транспортного налога является непропорциональной и несправедливой, поскольку за основу берется не стоимость автомобиля, а объем двигателя и его возраст, говорится в пояснительной записке к законопроекту. Кроме того, отсутствие дифференциации размера ставки налогообложения приводит к возмущению в обществе, поскольку независимо от стоимости автомобиля (500 тыс. грн. или 2 500 000 грн.) ставка налога составляет 25 тыс. грн. Во многих развитых странах мира, таких как Дания, Израиль, Австралия, Япония, транспортный налог исчисляется в зависимости от стоимости автомобиля, – говорится в записке. – В отличие от принципа исчисления налога согласно технических параметров транспортного средства, вычисления транспортного налога от стоимости автомобиля соответствует принципам социальной справедливости и позволяет распределять фискальную нагрузку пропорционально доходам населения». Депутат предлагает ввести дифференцированный подход к указанному вопросу и установить размеры ставок налога в зависимости от «среднерыночной» стоимости автомобиля.
Стоимость автомобиля, млн. грн. | Размер налога, % | Размер налога, тыс. грн. |
1,0-1,5 | 1,5 | 15-22,5 |
1,5-2,0 | 2,0 | 30-40 |
2,0-2,5 | 3,0 | 60-75 |
2,5-3,0 | 4,5 | 112,5-157,5 |
3,0-3,5 | 6,0 | 195-227,5 |
3,5-4,0 | 9,0 | 315-360 |
4,0 и выше | 13,0 | 520 и выше |
Кто и по какому порядку будет устанавливать «среднерыночную» стоимость, из Законопроекта непонятно. Зато понятно, что уменьшить ее будет несложно, так как сейчас эта сумма занижается при купле-продаже автомобилей с целью уменьшения налогообложения. Кроме того, этот критерий повысит затраты на администрирование налога, поскольку необходимо будет привлекать оценщика, который без визуального осмотра машины не сможет установить реальную цену.В законопроекте не указано, до какого возраста попадают под действие налога автомобили. А это значит, что такой критерий в расчет размера налога не заложен. То есть, пока машина будет стоить свыше миллиона гривен, владелец будет обязан платить.
Сегодня многие автомобили с мотором свыше 3,0 л новыми стоят свыше 1 млн. грн. Так, к ним относятся Acura MDX, половина моделей Audi (от А6 и выше), BMW (от 4-ой серии и выше), Mercedes-Benz (от Е-класса и все внедорожники), ряд моделей Lexus, Infiniti, Porsche, Jaguar, Aston Martin, Bentley, Ferrari, и конечно, любимый депутатами Range Rover.
В категорию от 2,0 до 2,5 млн. и от 2,5 до 3,0 млн. грн. попадают, например, новые Audi Q7, BMW X5 M, X6 и заряженные внедорожники Mercedes-Benz ML 63 AMG 4MATIC.
Свыше 3 млн. гривен стоят BMW 760i, а знаменитый «шестисотый» Mercedes-Benz S-класса оценивают в сумму свыше 4 млн. грн., как и Range Rover в версии Autobiography.
От 8 до 14 млн. гривен стоят новые Rolls-Royce. Владельцу такого автомобиля в случае принятия законопроекта придется платить свыше 1 млн. гривен ежемесячно. Правда, в 2014 году никто в Украине не купил автомобиль этой марки, зато в 2013-м их обладателями стали 5 наших соотечественников.
Примут ли депутаты данный законопроект, пока непонятно, ведь в нем есть ряд недоработок. Мы будем следить за судьбой данного проекта.