Как разъяснил нам руководитель пресс-службы ГУ МВД в Киеве Владимир Полищук, такая тенденция сохраняется уже несколько лет: «Дешевые машины (ВАЗ, «Ланос») уводят иногда и в Киеве — для разборки на запчасти и продажи на авторынках. Многие жигули не оборудованы сигнализацией, их легко открыть, поэтому хулиганы берут просто «покататься», а потом бросают. А вот дорогие машины угоняют для перегона за границу (прежде всего в страны СНГ) с последующей перебивкой номеров и перепродажей, нередко это делается под заказ». При этом Полищук отмечает, что в Украине угонов на порядок меньше, чем в Европе. Причина — там открытые границы, и дорогой автомобиль, угнанный во Франции или Германии, может всплыть с перебитыми номерами и новыми документами в Польше либо Чехии.
ПОКУПКИ. Что же касается продаж, то здесь тоже в лидерах ВАЗы. По мнению гендиректора Всеукраинской ассоциации автоэкспортеров и дилеров Олега Назаренко, безоговорочное лидерство по продажам российских ВАЗов на вторичном авторынке объясняется их количеством и низкими ценами, что делает эти машины доступными. Покупают их в двух случаях: небольшие фирмы — как «рабочую лошадку», или те, у кого не хватает денег на что-то более приличное. Примерно такая же ситуация с отечественными славутами и тавриями, а последнее место продукции ЗАЗ в топ-пятерке объясняется тем, что этих авто намного меньше, чем ВАЗов.
Что касается «немцев» — опелей, мерседесов и фольксвагенов — прочно оккупировавших 2—4 строки рейтинга, то Назаренко говорит, что в начале 1990-х к нам шел массовый экспорт именно подержанных авто из Германии, которые стоили там буквально копейки в дойчемарках. «Тогда в год на 18—20 тысяч новых авто продавалось до 300 тысяч подержанных немецких. Большинство их и сейчас на ходу благодаря немецкому качеству, поэтому их хозяева, недорого купившие своего «немца» 15—20 лет назад, сейчас расстаются с ними за приемлемую цену. Но брать их я не советую, проблемы с ремонтом появятся очень быстро», — говорит Назаренко.