Виталий Семенов живет в Пятихатках уже более 20 лет. Каждый день мужчина добирается на работу в офис, который находится рядом с театром Шевченко, на 296-й маршрутке. Однако с недавнего времени часть пути ему приходится проделывать пешком: не так давно городские чиновники перенесли конечные остановки 14-ти маршрутов северного направления (Алексеевка, пос. Жуковского и Пятихатки) с площади Конституции на площадь Свободы. Сделано это было для того, чтобы избежать пробок на Сумской, пояснили в мэрии. «Добираться на работу стало не очень удобно, — говорит Виталий. — Если же с Сумской вообще уберут общественный транспорт — не представляю, сколько будет занимать дорога. Ведь самый короткий путь от Пятихаток к центру — это Сумская». Однако у чиновников на этот счет другое мнение. Мол, Сумскую нужно разгрузить — даже если это в конечном итоге ударит по кошельку харьковчан. «Мое мнение таково, что движение этих автобусов вообще должно заканчиваться в районе первых на их пути станций метро», — считает Сергей Дульфан. В этом случае для жителей поселка Жуковского и Пятихаток стоимость проезда до площади Конституции вырастет почти вдвое: 2,5—3 гривни придется отдать за маршрутку, которая довезет до «Университета», и еще две — за жетон.
Сложнее будет жителям Алексеевки: если следовать логике городских властей, им придется раскошелиться на 2,5 гривни за подвоз к станции «Алексеевская». Как вариант, городские власти рассматривают возможность организации движения общественного транспорта... через Окружную дорогу. По словам Дульфана, чиновники уже направили письма в Департамент ГАИ Украины с просьбой разрешить движение транспорта по кольцевой. «Таким образом мы решили бы вопрос с движением на Алексеевке и пос. Жуковского — по скоростному режиму и количеству необходимого для обслуживания транспорта это был бы оптимальный вариант, — считает Дульфан. — Но у нас есть законодательство, которое говорит, что мы имеем право организовывать маршруты только в пределах городской черты».
Однако, по мнению ученых, идея убрать общественный транспорт с улицы Сумской — это лоббирование интересов перевозчиков со стороны городских властей. «Будет очень много недовольных, ведь люди будут вынуждены осуществлять дополнительные пересадки, а значит — переплачивать, — говорит профессор кафедры урбанистики ХГТУСА Валерий Гук. — Нужно уменьшать количество индивидуального транспорта в центре города с помощью административных мер, как это делают во всем мире, а не ограничивать движение общественного транспорта».
«Я не убийца»
Инициатива чиновников не вызывает энтузиазма и у перевозчиков. «Я по Окружной автобусы пускать не буду, я не убийца пассажиров и своих водителей, — говорит директор одной из компаний-перевозчиков Рафиг Гадиров. — Там насыщенное движение, фуры ездят, это небезопасно».