Экс-«кобровцы» по-прежнему считаются элитой отечественной автоинспекции, потому как «по мелочи обычно не работают» — им доверено сопровождать кортеж президента и ставить на место «распальцованных» мажоров-лихачей и чиновников (в МВД считают, что местные гаишники могут скрывать нарушения тамошних шишек, а для спецназа все равны. Сейчас 10 экипажей направлены ловить лихачей в Крыму). Но экипаж бывшей «Кобры» не проезжает мимо, если видит, что правила нарушает и обычный водитель.
НА ДЕЖУРСТВО. Одетые в белоснежные рубашки с коротким рукавом, синие брюки и черные туфли, два бойца экипажа садятся в белую Skoda, и мы отправляемся на боевое дежурство вместе с лейтенантом Игорем Шевченко и майором Геннадием Гетьманцевым. В МВД они трудятся 11 и 23 года соответственно. «Работаем с 8 до 17.00, — говорит майор Гетьманцев. — Сейчас займемся профилактикой нарушений ПДД на полосах, предназначенных только для проезда общественного транспорта. Я, кстати, хоть и правила знаю хорошо, но... повторение, как говорится, — мать учения».
Геннадий достает «Правила» и внимательно вчитывается, освежая память. Проезжая по улице Жилянской, лейтенант Шевченко резко дает по тормозам — тут неожиданно вылетает черный Infiniti и резко поворачивает направо. Наш автомобиль успевает затормозить в считанных сантиметрах от лихача. Тот же не останавливается и мчит по Жилянской. Игорь Шевченко сигналами приказывает остановиться, и лишь после нескольких минут черное авто тормозит. Из него выходит иностранец и спрашивает: «Are you poliсeman?». Гаишники кивают, после чего водитель, как оказалось, кореец, начинает жестикулировать и кричать, что у него есть деньги, но абсолютно нет времени, потому как спешит в посольство оформлять документы. «Please», — умоляет он, показывает доверенность на управление авто и спешит добавить, что он бизнесмен из Кореи. «За такое нарушение, когда была создана аварийная обстановка, положено лишение прав на срок от полугода», — констатирует майор. О нарушителе доложили руководству, а мы поехали дальше.
На улице Саксаганского на полосе для общественного транспорта мужчина средних лет припарковал «ДЭУ» и ушел в аптеку. «Подождем, — принимает решение экипаж. — Есть и такие водители-нарушители, которые, увидев патруль возле машины, отправляются погулять, в надежде, что нам надоест ждать». Прошло минут 10, мужчина из аптеки не показывается. Тогда бойцы направились к патрульной машине, которую из аптеки видно не было. Спустя еще минут 5 из здания выбежал водитель, понадеявшийся, что мы уехали. Он начал заводиться, но тут же увидел перед собой жезл. С улыбкой начал объясняться, схватившись за живот: «Ну, прихватило в дороге, не утерпел, пришлось бежать в аптеку». Спецназ решил не штрафовать, но предупредил, чтобы впредь правила не нарушал. А вот следующий водитель, припарковавший свой «ДЭУ», встретил гаишников бурно. «Да, я здесь остановился, звоню», — заявил он, показывая мобилку, а его попутчица подбежала выяснять отношения. Но тщетно. «Выписал ему штраф на 340 грн.», — сказал Шевченко.
«КОРТЕЖ ЛЕТИТ, ЧТОБЫ НЕ СМОГЛИ ПРИЦЕЛИТЬСЯ»
В обязанности спецотряда входит и сопровождение первых лиц. Рассказы о поездках украинских президентов — под грифом «секретно», но кое-что нам удалось узнать. «В 2003 году на Волынь приехал Леонид Кучма с тогдашним президентом Польши Александром Квасневским. По-моему, они хотели посетить какой-то женский монастырь, — вспоминает наш источник в спецслужбе. — Но у охраны Кучмы и у нас появилась информация, что какие-то радикально настроенные граждане, возможно, националисты, задумали помешать проезду кортежа по трассе. В общем, появилась угроза. Было срочно принято решение менять маршрут, в итоге путь пролег по окрестным селам. Согласно инструкции, кортеж должен ехать со включенными маячками и мигалками. Но эти спецсредства навели ужас на привязанных коней, баранчиков и прочих домашних животных. Скотинка начала срываться с привязей! Поступила команда все выключить и ехать тихо». Что касается кортежа нынешнего президента, то обычно он ездит на скорости 120 км/ч.
«Такая скорость не случайна. Она специально выбрана экспертами для того, чтобы у снайпера не было возможности сфокусироваться на машине, в которой находится охраняемое лицо, и прицелиться», — рассказал нам источник.
Самым приятным в службе бойцы называют общение с дамами-нарушительницами. «Бывает, останавливаешь ее за нарушение ПДД, проверяешь документы, а она смотрит и неожиданно тебе заявляет: «А я еще... не замужем!», — рассказывает нам инспектор. — Но это же не повод, чтобы не штрафовать! Есть у нас, кстати и фирменный анекдот: «Останавливает инспектор девушку и спрашивает, что это у нее за странные разные номера спереди и сзади. А она, поправив волосы отвечает: «Ой, ну, как вы не понимаете? Впереди написан домашний номер телефона, а сзади — мобильный!»
БЕРУТ УСТОЙЧИВЫХ И ПЛАТЯТ ОТ 3500
В экс-«Кобре» — 162 человека. Спецотряд базируется в столице (офис на проспекте Победы), однако бойцов часто отправляют в командировки в регионы, где негативная криминогенная обстановка либо же повышенная аварийность на дорогах. Чтобы попасть на работу в экс-«Кобру», надо иметь отменное здоровье, стаж работы в ГАИ не менее трех лет и отличную характеристику. Нужно уметь подтянуться на турнике не менее пяти раз — при весе около 100 кг и не менее 12 раз — если масса тела меньше. Одно из важнейших испытаний — собеседование у психолога.
На работу берут лишь тех, кто получает от такого специалиста заключение «рекомендован для работы в спецподразделении». Зарплата у сотрудников выше на 15%, чем у обычных гаишников, и стартует от 3500 грн. За такие деньги бойцы должны уметь справиться с преступником, вооруженным ножом или огнестрелом, а также распознавать среди нарушителей перевозчиков наркотиков, торговцев людьми, участников ОПГ.