На фоне затянувшегося торгово-экономического противостояния с США Китай стал принимать прежде несвойственные ему меры по стимулированию потребительской активности автолюбителей. Санкционирование экспорта подержанных автомобилей стало первым шагом по реанимации внутреннего потребления. Но такой, пока ещё робкий, шаг вскоре может перерасти в серьёзную тенденцию, способную попутно изменить и состояние украинского рынка б/у-авто.
Способна ли эта тенденция просуществовать достаточно долго? Насколько может быть устойчив интерес к китайским б/у-авто в Украине? Справятся ли китайцы с конкуренцией в лице американского, европейского и южнокорейского автопрома на рынке «вторички»? Не помешает ли пандемия этим планам? Эксперты интернет-магазина автозапчастей «Китаец» постарались разобраться и ответить на эти вопросы.
Фактор №1. Ситуация на внутреннем рынке КНР, или что заставило пересмотреть экспортную политику
Тригером для обсуждения тенденции стало решение китайского правительства начать вывоз за пределы страны подержанных автомобилей, которые были произведены на территории Китая. Чиновники КНР для начала утвердили перечень из 10-и регионов, которым разрешается подобный экспорт. Среди обладателей лицензии – города центрального подчинения – столичный Пекин, портовый Тяньцзинь, крупнейший мегаполис Шанхай и ряд провинций.
Масштабы экспортного потока, могут в итоге оказаться очень внушительными. Если планы Министерства торговли КНР осуществляться (а ориентированы они на показатели вторичного авторынка развитых стран, то есть, примерно на 10% объёма), то заграницу из КНР могут отправиться более миллиона подержанных машин. Решение было принято в 2019 году с учётом показателей предыдущего года, когда объём «вторички» оценивался в 13,82 млн экземпляров.
Южная провинция Гуандун стала первой из списка лицензиатов, осуществивших отправку продукции китайского автопрома за рубеж. И хотя масштаб первой партии в 3 сотни автомобилей на 2,5 млн. долларов не претендует на мировые рекорды, важен, в данном случае, сам факт начала продаж. Вопрос в том, насколько самому Китаю будет интересно проведение такой экспортной политики в долгосрочной перспективе.
Экономическая стратегия или временная тактика по спасению ситуацию?
Падение сбыта на первичном авторынке КНР началось ещё летом 2018 года, став почти революционным событием, поскольку отрицательная динамика продаж новых машин тогда была зафиксирована впервые с конца прошлого века. С тех пор CAAM (Китайская ассоциация автопроизводителей) регулярно обновляла статистику, сообщая об очередных потерянных процентах. Так, например, только за одно полугодие 2019-го (по сравнение с таким же периодом прошлого года) китайский авторынок сократился на 12,4%. Сворачивание объёмов реализации происходит уже больше двух лет подряд, и ключевой причиной этого считается экономическое и торговое противостояние США и Китая.
Среди весомых причин называют также общую экономическую стагнацию рынка, медлительность китайских чиновников в принятии спасительных решений, сопутствующие факторы, однако именно торговая «война» с США во многом спровоцировала и ускорила разрушительные процессы. С учётом же того, что эта «война» не заканчивается, и у Дональда Трампа, инициирующего противостояние, есть реальные шансы избраться на второй срок, вопрос об экспорте «вторички» можно рассматривать в долгосрочной перспективе. Тем более, насыщенный рынок автопроизводства китайцам в любом случае необходимо будет поддерживать. А исключением части подержанных автомобилей из оборота можно стимулировать объём продаж новых машин.
Существенным фактором, способным нарушить любые торгово-экономические планы, стала пандемия. Она обострила не только социальные проблемы, но и резко приблизила мировой экономический кризис: закрываются страны, перекраивается привычная логистика, диверсифицируются производства с переносом части мощностей в другие страны.
Может показаться, что в таких кризисных условиях китайцам станет не до экспорта своих б/у-автомобилей. Но там, где другие сталкиваются с неразрешимы проблемами, китайцы видят возможности. И пандемия, наряду с общей экономической стагнацией, наоборот, может заставить китайский автопром оживиться и искать новые рынки сбыта, которые раньше стояли во второй очереди, а также вводить на старых рынках более выгодные потребительские схемы. В этом смысле подержанные автомобили, как более дешёвое и доступное транспортное средство, дающее свободу передвижения в условиях перекрывающихся транспортных потоков – очень перспективный товар.
Таким образом, китайцы, с высокой вероятностью, выходят на мировой рынок подержанных машин всерьёз и надолго. С учётом более низкой исходной стоимости, ценовое предложение на вторичном рынке тоже может потенциально оказаться очень привлекательным. Но остаётся вопрос, насколько украинский рынок «бэушэк» на сегодняшний день готов принять в ряды нового игрока?
Фактор №2. Ёмкость украинского вторичного рынка автомобилей
Смещение пропорций рынка новых и подержанных авто в Украине стало заметно в 2018 году: в январе объём продаж б/у-автомобилей ещё уступал «первичному», а феврале-марте уже превысил его. Причём особенно заметным стало падение спроса на бюджетные бренды, которые проигрывали конкуренцию б/у-автомобилям, массово ввозимым из Европы.
Для такого пересмотра соотношения «сил» были объективные причины: в течение всего 2018-го усиливалось давление на официальный рынок авто, а в конце года начал заметно расти отложенный спрос из-за новых ставок акцизов. (Для сравнения: за декабрь 2018-го б/у-машин было завезено почти 22 тысячи штук, что 3,4 раза больше, чем в декабре 2017-го). Но независимо от причин, в конце года уже всем стало очевидно, что появление «бэушек» в таком количестве теперь долго будет влиять на все составляющие рынка: от ценовой политики до психологического восприятия новых предложений.
2019-ый в Украине начался с установления очередного рекорда по продаже б/у-автомобилей. А по итогам года показатели продаж старых машин (общим количеством 408,1 тысячи единицы) в 3,5 раза превысили показатели 2018 года. Даже когда объём продаж новых машин демонстрировал положительную динамику, «бэушки» никогда не отставали от него – в 2019 году старые машины регистрировались в 5 раз чаще, чем новые.
Таким образом, можно констатировать, что спрос на б/у в Украине представляет собой устойчивый тренд, а стремительный рост первичного рынка, наблюдаемый с начала 2020, не отменяет масштабов рынка вторичного.
Косвенные факторы, влияющие на рост рынка б/у-авто
Эксперты считают, что подобный ажиотаж, помимо прочего, демонстрирует отношение украинца к личному автомобилю. «В менталитете украинца автомобиль – это больше, чем средство передвижения. «Покупку машины можно считать событием, едва ли ни сопоставимым по значимости с покупкой жилья, – говорит представитель отдела продаж «Китаец». – И китайские автомобили в таком контексте вполне конкурируют с более именитыми европейскими или американскими».
Эксперты считают, что уже только ради получения статуса автовладельца, многие украинцы заинтересуются экспортным предложением китайского автопрома. Наверняка привлекут украинцев и цены китайских «бэушек». К тому же благодаря обилию разнообразных запчастей можно вернуть функциональность почти любому автомобилю.
Но не стоит забывать, что развитый рынок – это конкурентный рынок, и соперничество в этой среде тоже очень жёсткое. Американские, европейские, а с недавних пор и корейские машины с пробегом закрыли большинство товарных ниш. Смогут ли китайские производители вклиниться в эти ряды, если учесть, что до сих пор «китайцев» в топ-10 рейтингов б/у-автопредпочтений не было?
Фактор №3. Конкурентная среда и условия существования в ней
Увидеть, как рынок со свободными нишами принимает новых игроков, можно на примере южнокорейских б/у-машин. В средине 2019 года в Украину впервые прибыла партия авто из Ю. Кореи, в которую входили машины 2012-14 гг. с пробегом до 200 тыс. км. с бензиновыми и дизельными двигателями. А после подтверждения спроса на них последовало дополнительное расширение модельного ряда и ассортимента.
Эксперты интернет-магазина «Китаец» считают, что не меньший интерес могут вызвать и некоторые китайские авто с пробегом, но при определённых условиях. Чтобы снизить риски покупки «металлолома», поставщики должны озаботиться репутационными вопросами: документально подтверждать пробег и историю сервисного обслуживания с отметками о том, что предлагаемые автомобили не были «утопленниками», не попадали в серьёзные ДТП и «не страдают» нарушением геометрии кузова.
Кроме того, конкурентоспособный интерес могут вызвать лишь те марки авто, репутация которых и на первичном рынке была устойчива. Примером может служить модельный ряд бренда Chery, который даже на фоне общего катастрофического спада продаж китайских авто в 2018 году продемонстрировал рост в 91,6% (по итогам года). Та же тенденция сохранилась и в 2019-ом: пока остальные китайские марки выживали, Chery наращивал обороты.
Таким образом, при выполнении всех условий могут быть серьёзные прорывы по отдельным направлениям продаж подержанных авто и пересмотр лидеров в некоторых сегментах. Заинтересованность самих китайцев в расширении экспорта почти не вызывает сомнений. Ведь предпринятая китайцами попытка экспорта – это важное звено общей стратегии по спасению ситуации на внутреннем потребительском рынке. И пандемия в этом смысле не только не отменяет, но, наоборот, обостряет необходимость предпринимать спасительные шаги.
Но ждать масштабной волны поступлений в Украину китайских авто с пробегом, которая сметёт конкурентов из других стран, всё-таки не приходится. В «разряжённом» состоянии осталось не так много рыночных ниш в Украине, а в плотно заполненной среде с избалованным автолюбителем закрепиться будет сложно. Технические проблемы может создать и ситуация с распространением вирусной инфекции. Бизнес-риски увеличиваются в связи с потенциальным введением жёстких карантинных мер, способных заблокировать привычные схемы поставки. В условиях пандемии, когда ситуация существенно меняется каждую неделю, сложно что-то долгосрочно планировать и предсказывать.