В мае реализация «АвтоВАЗа» в Украине сократилась на 31%, и автомобили Lada недосчитались почти 900-от клиентов. В то время как продажи Hyundai росли гигантскими темпами, благодаря активному спросу на Hyundai Accent прозводства российского завода концерна. Неплохо продавались и остальные модели корейского производителя, а также Hyundai Tucson черкасского производства.
«АвтоВАЗу» попросту не было чем ответить. После прекращения производства Lada Kalina с кузовом седан, продажи бренда держались исключительно на семействе Samara российского производства (около 30% продаж), а в сумме с запорожскими 21093/99 доля этого сегмента занимала 40%. Около 22% процентов занимали черкасские ВАЗ-21102111, еще 13% продаж удерживала Lada Priora, и почти 9% пришлось на ВАЗ-2107. Сбыт семейства Kalina и внедорожников 4х4 (бывшая «Нива») занимал по 7%.
Таким образом, основной акцент в Украине «АвтоВАЗ» делал именно на старые проверенные модели, которые в прежние годы неплохо продавались. Но постоянный рост цен на Lada, конкуренция со стороны китайских брендов, «ЗАЗа», окончательно надломила украинского потребителя, и произошло то, что эксперты уже давно предсказывали – «АвтоВАЗ» утратил лидерство в Украине. Но вот почетное право сместить «ВАЗ» с насиженного пъедистала досталось Hyundai, а не «ЗАЗу», как ожидалось. Уже в апреле позиции «АвтоВАЗа» были шаткими, но он еще контролировал 15% рынка, в то время как Hyundai набирал обороты и занял 11%. Стремительный рост продаж новой модели Hyundai Accent в мае не оставил шансов «АвтоВАЗу». Новинку от Hyundai в мае выбрало 809 покупателей, в то время как у Lada ни одна модель не могла похвастаться и половиной такого результата.
Майский провал «АвтоВАЗа» - это лишь начало, - считают эксперты. Модельная, ценовая и маркетинговая политика «ВАЗа» в Украине уже давно не выдерживала никакой критики. Отрицательно сказались и реформы в системе дистрибуции, «ВАЗ», к тому же терял дилерскую сеть. Бренд держался на лояльной аудитории в сельской местности и дешевизне автомобилей. Тревожные звонки раздавались уже давно, так как «ВАЗ» упорно терял лидерство в отдельных регионах Украины, но внешняя картинка была незыблема - №1 по стране в целом, что успокаивало менеджмент.
Но как только цены на Lada стали соизмеримыми с другими моделями, пошел стремительный спад. Но сейчас «АвтоВАЗ» теряет и второй свой козырь - это лояльность украинских потребителей. Покупатель «АвтоВАЗа» стареет, а молодежь выбирает уже другие автомобили и другие ценности. И этот фактор еще сыграет свою роль, как это в свое время произошло с «ГАЗом» («Волга») и «ИЖем» на рынке легковых автомобилей.
У Hyundai напротив, только начинается подъем, ведь на автосалоне SIA 2011 были представлены 4 новые модели, которые пополнят модельный ряд. Да и «ЗАЗ» добавил в свой актив еще одну модель, а к концу года начнет производство еще и ЗАЗ Aveo.