Документ подготовлен Минэнергоугля и направлен на рассмотрение в Минэкономразвития.
Согласно тексту, для бензинов и дизтоплива установлены экологические классы К3, К4 и К5, которые практически соответствуют классам Евро-3, Евро-4 и Евро-5, использующиеся в странах ЕС. Так, документ регламентирует сроки выпуска в оборот нефтепродуктов по данным классам:
- К3 – до 31 декабря 2016 г.;
- К4 – до 31 декабря 2020 г.;
- К5 – срок не ограничен.
Кроме того, в течение трех лет со дня вступления в силу Техрегламента допускается в оборот топливо, которое «соответствует нормативному документу, согласно которому оно было произведено и которое произведено и принято в оборот до дня вступления в силу этого Технического регламента».
Документ фактически продлил действие устаревших ДСТУ 4063-2001 и 3868-99 до 2017 г., ограничив топливо, соответствующее данным стандартам, местом хранения (только на предприятиях Госрезерва) и реализации (не разрешается продавать на АЗС).
Как сообщили OilNews в Ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины», конечный срок оборота топлива, соответствующего экологическому классу К3 (аналог Евро-3), создаст условия для значительного увеличения объемов импорта в Украину низкокачественных нефтепродуктов, поскольку Россия и Беларусь переходят на класс К4 уже в 2014 г. Поэтому в Ассоциации предлагают синхронизировать сроки оборота топлив класса К3 с соседними странами.
Кроме того, специалисты Ассоциации обнаружили в документе некоторые несоответствия по характеристикам предлагаемых Техрегаментом экологических классов и принятых в Европе.
«Мы считаем, что документ должен быть доработан в обязательном порядке, особенно в части применения металлосодержащих присадок, которые запрещены действующими стандартами Украины, не говоря о Европе», – отметили в ассоциации.
Обращает на себя внимание пункт о добавлении в бензины присадок, повышающих экологические и эксплуатационные характеристики. Так, Техрегламент допускает их использование, но ограничивает гарантийный срок хранения таких бензинов – 6 месяцев с момента их производства.
Отметим, что согласно Плану мероприятий по применению Техрегламента, контроль за обязательным применением и соблюдением его требований будет осуществляться Минэнергоугля начиная лишь с 2015 г.
Напомним, по словам замглавы Минэконоразвития Владимира Павленко, в данный момент государство формирует новую политику относительно производства топлива за счет разработки технического регламента, который фактически даст возможность отойти от практики применения техусловий.
Как сообщал OilNews, ведомство двумя приказами от 15 марта и 23 марта отменило действие ряда ТУ, в число которых попало фирменное топливо практически всех крупных сетей АЗС. Кроме того, по данным OilNews, Минэкономразвития направило письма в ряд министерств с просьбой рассмотреть последствия возможной отмены еще 84 техусловий на бензины, дизтопливо и их компоненты.
Эксперты и участники рынка пока не могут найти внятного объяснения решению МЭРТ. В частности, «ТНК-ВР Коммерс» (реализует в своей сети АЗС бензин Pulsar 95 и дизтопливо Formula Diesel DT, ТУ на которые в числе прочих попало под аннуляцию), считает, что отмена разрешений проведена незаконно.