Внешне тренажер выглядит, как кабина машиниста в натуральную величину (высота 3,3 м, длина 3,25 м, ширина 3,5 м), оборудована всеми действующими приборами и органами управления, как в настоящем поезде. Справа место машиниста, слева помощника. Главное — движущаяся за окном панорама: реальный участок колеи со всеми объектами, находящимися в зоне видимости машиниста. Пока смоделированы два 50-километровых участка пути — из Киева и из Харькова. Как рассказали нам специалисты фирмы «Хюндай», в память компьютера заложат все реальные маршруты, по которым с 15 мая пойдут настоящие «Хюндаи»: из Киева в Харьков, Донецк и Львов и обратно. Для этого сделана съемка из кабины нынешних поездов в режиме реального времени и вставлена в программу. То есть машинист-стажер сможет на тренажере «проехать» за 3,5 часа от Киева до Харькова.
В ПУТИ. 33-летний машинист-инструктор Юрий Елисеев, который прошел стажировку в Корее, левой рукой плавно подает вперед Т-образный рычаг и картинка за окном начинает двигаться назад. Пол под ногами слегка покачивается, когда смотришь в ветровое стекло, полное ощущение что поезд мчится по рельсам. На электронном спидометре две цифры: 160 и 90 — как разъяснил Елисеев, это максимально допустимая скорость движения и та, с которой едет поезд в данную минуту. Среди сотни кнопок и тумблеров — два прямоугольных экрана. «Справа — основной дисплей, с его помощью машинист контролирует, в норме ли работают все системы, если вдруг неполадка — сразу видно, где проблема. Слева, перед помощником — монитор, на котором можно увидеть, что происходит в вагонах. В старых поездах такой электроники нет», — говорит Елисеев.
Поддержка. За тренажером следят спецы из Кореи. Фото: А. Искрицкая
ПОГОДА НА ВЫБОР. Машинист убирает рычаг на себя — поезд плавно замедляет ход, деревья за окном бегут все медленнее и замирают, поезд прибыл на станцию. По словам Елисеева, суперпоездом управлять проще, чем нынешними, — системы работают плавно, но он очень чувствительный. Но тренажер — это не только кабина — рядом расположен учебный класс: место инстуктора и 8 мониторов для других обучаемых. Инструктор может задать погодные условия (день, ночь, сумерки, дождь, снег и т. д.) моделировать препятствия (например, человек на рельсах), неисправности, а машинист должен научиться правильно на них реагировать. А после занятий на тренажере машинисты начнут тестировать реальные поезда под Киевом и Харьковом.
12 ТЫС. — ЗА СЛОЖНОСТЬ
По словам Бориса Колесникова, зарплата машиниста «Хюндая» — 12 тыс. грн, пока он будет ездить с помощником (до 9 тыс. грн), в перспективе — поведет поезд один, тогда зарплата вырастет вдвое — до 24 тыс. Ранее мы сообщали, что стюардам суперпоездов уплатят по 6—8 тыс. грн. Сейчас машинисты обычных поездов имеют в среднем 5600 грн, проводники — 3700 грн. Как разъяснили нам в пресс-службе «Укрзализныци», машинистам больше заплатят за сложность скоростного вождения.