Зима уже не просто приближается. Она уже наступила. Редакция Infocar.ua очень надеется на то, что вы уже «переобули» свой автомобиль в зимнюю резину. Если по каким-то причинам вы этого еще не сделали – поторопитесь. О том, как правильно выбрать зимние шины, и как правильно, а главное безопасно их эксплуатировать, рассказывает известный украинский автогонщик, автоэксперт, а с некоторых пор еще и музыкант, Алексей Мочанов.
«Если вы не любитель пеших прогулок на дальние расстояния - советую очень серьезно отнестись к вопросам выбора и эксплуатации зимних шин, чтобы в один прекрасный день, когда вы забуксуете на небольшом подъеме и создадите пробку на самой оживленной магистрали, недовольные коллеги-автолюбители не выписывали вам путевки во все известные места сразу, - говорит Алексей. – Какому здравомыслящему человеку придет в голову в лютый мороз обуть летние босоножки? Почему-то с шинами до сих пор не все так однозначно. Еще раз подчеркну: не стоит доверять так называемым всесезонным шинам. Такие шины не подходят для наших погодных условий, ведь ни одна резиновая смесь не будет одинаково вести себя в зимние морозы, когда температура опускается до минус 25-30 градусов, и в летнюю жару, когда на асфальте можно готовить кебаб.
Менять шины нужно своевременно - в соответствии с временем года и погодными условиями. Устанавливайте зимние шины, когда среднесуточная температура опускается ниже семи градусов. Летние – когда среднесуточная температура будет выше этой отметки.
Помните, что шипованные шины нужно обкатывать первые 500 км, не превышая скорость 80 км/час. Во время обкатки положение шипов корректируется, и они служат дольше. Естественно, товар нужно выбирать качественный, не б/у и из свежих замесов. Дату выпуска шины можно считать с информации на ее боковине. Для равномерного износа переставляйте шины с передней оси на заднюю, и наоборот, каждые 8.000 км.
Все профессионалы знают, что нужно правильно выставлять давление при накачивании шины и регулярно проверять его (хотя бы раз в две недели). При снижении температуры на каждые 10 градусов давление в шине падает на 0,1 бар и ее нужно подкачивать. После «переобувки» учтите, что шину бортировали и накачивали в теплом помещении. С утра на морозе она обязательно будет казаться «севшей». Изначально на шиномонтаже просите накачивать шину на 0,2 атм. Більше давления, рекоммендованного производителем шин и вашего автомобиля. Как правило, это давление для автомобиля с полной загрузкой.
Крайне не рекомендую использовать шины с глубиной протектора меньше 4 мм. Тем более, если вам дорога ваша жизнь, и вы все еще надеетесь, что когда-нибудь наша сборная таки выйдет на Чемпионат мира по футболу. Следите и за техническим состоянием автомобиля, на каждом плановом сервисе контролируйте угол установки колес, состояние дисков, подвески. Хранить сменные шины нужно в правильных условиях. Температура от нуля до плюс 25 градусов, сухо. Самый лучший вариант – найти подходящие «апартаменты».
У меня часто спрашивают, что лучше: шипованные шины или фрикционные. Отвечу так: раньше я использовал исключительно шипованные зимние шины, однако сейчас зимы стали «пятнистыми», а качество фрикционных (нешипованных) покрышек выросло на порядок. Прошлую зиму я откатал на Nokian Hakkapeliitta R, в этом сезоне протестирую Hakkapeliitta R2. А на моем заднеприводном полицейском Linkoln Town Car 1991 года на зиму установлены шины Nordman, тоже от Nokian. Ошипованые. Это, в принципе, те же Hakkapeliitta 4-5, только под более простым и менее известным брендом.
Если вы используете прошлогодний комплект – лучшую пару колес необходимо ставить на заднюю ось автомобиля. Именно назад – это рекомендация всех производителей шин. На зимней дороге самую большую опасность представляет не пробуксовка передней оси, а неожиданный срыв в занос задней. С этим должны бороться задние шины. Им и приоритет. Вне зависимости от типа привода. Естественно, предполагается, что все четыре шины находятся в пределах допустимой глубины протектора. Про лысые, просроченные или стертые шины мы вообще не говорим. И не вспоминаем.
В своей жизни я ездил на шинах почти всех мировых производителей, но в итоге остановил свой выбор на Nokian. Почему? С ними я прошел немало тестов в странах Скандинавии, откатал сотни километров в заполярной Финляндии, и они же выручили меня прошлой «мартовской» зимой, когда я несколько дней не снимал трос с заушины, вытягивая менее предусмотрительных коллег из сугробов. Хорошая зимняя резина – это хорошее сцепление. А сцепление – уже почти любовь. Или наоборот. Одно могу сказать точно: с Nokian у меня отношения серьезные и надолго. На всех моих автомобилях, на автомобилях моей семьи и у большинства моих друзей уже десять лет зимой стоит Nokian. Без вариантов».
Кстати, в конце января журналист InfoCar.ua отправляется в Лапландию, в город Ивало, где состоится презентация и тест-драйв новых зимних шин Nokian Hakkapeliitta 8 SUV. Следите за нашими публикациями.